Возрастные особенности подростков

Положительные изменения:

- быстрый рост самосознания, самооценки, саморегуляции;

- проявление эмоционально - ценностного отношения к себе -

поведенческий компонент;

- самосознание начинается с самопознания, сравнения с другими

людьми;

- расширяется круг общения;

- повышенное внимание к своей внешности;

- вступает в силу социальная роль подростка - опора и поддержка

взрослого.

От р и цате л ьн ы е из м е нения:

- проявление эгоцентризма;

- намеренная манипуляция взрослыми;

- бурное физическое развитие опережает психическое,

нравственно-социальное

- ранимая неустойчивая психика;

- повышенное негативное критическое отношение к учителям,

родителям, взрослым;

- внутренний конфликт с самим собой и окружающими;

- страх одиночества.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Каждый родитель согласится, что рано или поздно ребенок должен взять ответственность за свою жизнь в свои руки. Если удалось установить хорошие отношения с ребенком в период его роста и взросления, то родитель становится просто добрым советчиком. Быть ответственным - значит самостоятельно принимать решения и осознавать необходимость действий. Уровни ответственности: Первый уровень: ребенок в качестве помощника. Родитель обучает, выделяет главные моменты задачи, рассказывает об ожидаемом результате; Второй уровень: ребенок нуждается в напоминании и контроле. Но контроль и наставление должно проходить в спокойной и терпеливой манере.

Третий уровень: ребенок выполняет задание самостоятельно (если ребенок хорошо выполнил условия первых двух уровней).

Условия воспитания ответственности 1. Уважение.

- помните, что подросток - личность, претендующая на равные с взрослыми отношения и права. Уважайте его право выбора, в том числе право на совершение ошибки;

- общение должно быть в виде диалога, где существует равенство позиций взрослого и подростка;

- будьте более внимательным к проблемам I ребенка, ведь в его восприятии они имеют не S меньшую значимость, чем проблемы взпослых;

- старайтесь осознавать, что мир взрослого и ; мир ребенка - два разных мира, что система ! их ценностей может отличаться. Нужно, чтобы он чувствовал, что взрослые уважают его как личность.

2. разумные ограничения.

- разработайте систему последовательных требований, правил и санкций за их нарушение, а также поощрений. Требования и правила должны быть хорошо аргументированы и понятны ребенку. Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

3. Продолжительность и постепенность.

- принимая самостоятельность ребенка, не сводите ее к вседозволенности;

- постепенно учите ребенка самого справляться со своими трудностями. Пусть самостоятельно ставит цели и определяет пути их достижения;

- помогайте ребенку выстраивать собственный путь, а не ведите его за собой.

4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

- чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка;

- показывайте ребенку, что его любят таким, какой он есть, а не его достижения;

- старайтесь никогда не сравнивать ребенка с окружающими или с собой.

5. Говорите от первого лица.

Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА, О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении. И не забывайте предлагать помощь. Например, вместо того, чтобы сказать: «ты опять получил «двойку» («тройку») по русскому языку! Лучше «Я очень переживаю за твои оценки, мне кажется, что ты можешь учиться гораздо лучше. Может я могу тебе чем-то помочь?»

Кризис 6-7 лет

1. Причина острого кризиса - несоответствие родительских отношений и требований с желаниями и возможностями ребенка.

2. Кризис - это временное явление.

3. Внимательнее относитесь к мнениям и суждениям Вашего ребенка.

4. Тон приказа и назидание в этом возрасте малоэффективно.

5. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми.

Стратегия позитивного оценивания ребенка:

1. Положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения («Я знаю, ты очень старался»; «Ты умный мальчик (девочка)»).

2. Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания или нарушения норм поведения («но сегодня что-то у тебя не получилось»),

3. Анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения («посмотри, у тебя получилось наоборот (не совсем так)»).

4. Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения.

5. Выражение уверенности в том, что у него все получится («завтра (скоро) у тебя обязательно все получится»).

Общие рекомендации психолога родителям будущих первоклассников

1. Постарайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла, ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него.

2. Помните о том, что у Вашего ребенка тоже есть свои проблемы. Дайте ему возможность выговориться, обсудить вместе с Вами то, что его тревожит и огорчает.

3. Заведите традицию беседовать с ребенком перед сном. Пусть он засыпает с приятными мыслями.

4. Никогда не высказывайте в присутствии ребенка дошкольника своих опасений относительно начала его обучения в школе.

5. Не срывайтесь и не кричите на ребенка. Даже если он совершил что-то, на Ваш

взгляд, ужасное. Держите себя в руках, старайтесь говорить ровным и спокойным голосом.

6. Пересмотрите свои требования к ребенку, всегда ли они обоснованы, не слишком ли Вы много от него хотите (или, наоборот, мало).

7. Самые большие трудности у первоклассников вызывает письмо: пальчики непослушные и нетренированные. Попробуйте хотя бы по 20 минут обводить в тетради клеточки, рисовать кружочки, лепить из пластилина. Учите его правильно сидеть за столом, держать ручку, сосредотачивать внимание.

8. Играйте с ребенком. Вот вы накрываете на стол, а ребенок рядом: можно считать кусочки хлеба, помидоры для салата; сколько ступенек Вы прошли, а сколько осталось; очень полезно посчитать, сколько домов, поворотов, дорожек до школы.

9. Во всем должна быть система. Те же палочки и кружочки пишите в одно и то же время, не пропуская.

10. Ваше спокойное и серьезное отношение к учебе ребенка - самый главный пример для подражания.

11. Больше любви и доброты в общении с ребенком, больше веры в его силы, больше терпения и выдержки и тогда ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!

3 аспекта школьной готовности:

* интеллектуальная - (наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности. Интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга);

* эмоциональная - (достижение определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, а так же умение регулировать свое поведение);

Кiлькiсть переглядiв: 489