Возрастные особенности подростков
Положительные изменения:
- быстрый рост самосознания, самооценки, саморегуляции;
- проявление эмоционально - ценностного отношения к себе -
поведенческий компонент;
- самосознание начинается с самопознания, сравнения с другими
людьми;
- расширяется круг общения;
- повышенное внимание к своей внешности;
- вступает в силу социальная роль подростка - опора и поддержка
взрослого.
От р и цате л ьн ы е из м е нения:
- проявление эгоцентризма;
- намеренная манипуляция взрослыми;
- бурное физическое развитие опережает психическое,
нравственно-социальное
- ранимая неустойчивая психика;
- повышенное негативное критическое отношение к учителям,
родителям, взрослым;
- внутренний конфликт с самим собой и окружающими;
- страх одиночества.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Каждый родитель согласится, что рано или поздно ребенок должен взять ответственность за свою жизнь в свои руки. Если удалось установить хорошие отношения с ребенком в период его роста и взросления, то родитель становится просто добрым советчиком. Быть ответственным - значит самостоятельно принимать решения и осознавать необходимость действий. Уровни ответственности: Первый уровень: ребенок в качестве помощника. Родитель обучает, выделяет главные моменты задачи, рассказывает об ожидаемом результате; Второй уровень: ребенок нуждается в напоминании и контроле. Но контроль и наставление должно проходить в спокойной и терпеливой манере.
Третий уровень: ребенок выполняет задание самостоятельно (если ребенок хорошо выполнил условия первых двух уровней).
Условия воспитания ответственности 1. Уважение.
- помните, что подросток - личность, претендующая на равные с взрослыми отношения и права. Уважайте его право выбора, в том числе право на совершение ошибки;
- общение должно быть в виде диалога, где существует равенство позиций взрослого и подростка;
- будьте более внимательным к проблемам I ребенка, ведь в его восприятии они имеют не S меньшую значимость, чем проблемы взпослых;
- старайтесь осознавать, что мир взрослого и ; мир ребенка - два разных мира, что система ! их ценностей может отличаться. Нужно, чтобы он чувствовал, что взрослые уважают его как личность.
- разработайте систему последовательных требований, правил и санкций за их нарушение, а также поощрений. Требования и правила должны быть хорошо аргументированы и понятны ребенку. Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
3. Продолжительность и постепенность.
- принимая самостоятельность ребенка, не сводите ее к вседозволенности;
- постепенно учите ребенка самого справляться со своими трудностями. Пусть самостоятельно ставит цели и определяет пути их достижения;
- помогайте ребенку выстраивать собственный путь, а не ведите его за собой.
4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
- чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка;
- показывайте ребенку, что его любят таким, какой он есть, а не его достижения;
- старайтесь никогда не сравнивать ребенка с окружающими или с собой.
Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА, О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении. И не забывайте предлагать помощь. Например, вместо того, чтобы сказать: «ты опять получил «двойку» («тройку») по русскому языку! Лучше «Я очень переживаю за твои оценки, мне кажется, что ты можешь учиться гораздо лучше. Может я могу тебе чем-то помочь?»
Кризис 6-7 лет
1. Причина острого кризиса - несоответствие родительских отношений и требований с желаниями и возможностями ребенка.
2. Кризис - это временное явление.
3. Внимательнее относитесь к мнениям и суждениям Вашего ребенка.
4. Тон приказа и назидание в этом возрасте малоэффективно.
5. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми.
Стратегия позитивного оценивания ребенка:
1. Положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения («Я знаю, ты очень старался»; «Ты умный мальчик (девочка)»).
2. Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания или нарушения норм поведения («но сегодня что-то у тебя не получилось»),
3. Анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения («посмотри, у тебя получилось наоборот (не совсем так)»).
4. Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения.
5. Выражение уверенности в том, что у него все получится («завтра (скоро) у тебя обязательно все получится»).
Общие рекомендации психолога родителям будущих первоклассников
1. Постарайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла, ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него.
2. Помните о том, что у Вашего ребенка тоже есть свои проблемы. Дайте ему возможность выговориться, обсудить вместе с Вами то, что его тревожит и огорчает.
3. Заведите традицию беседовать с ребенком перед сном. Пусть он засыпает с приятными мыслями.
4. Никогда не высказывайте в присутствии ребенка дошкольника своих опасений относительно начала его обучения в школе.
5. Не срывайтесь и не кричите на ребенка. Даже если он совершил что-то, на Ваш
взгляд, ужасное. Держите себя в руках, старайтесь говорить ровным и спокойным голосом.
6. Пересмотрите свои требования к ребенку, всегда ли они обоснованы, не слишком ли Вы много от него хотите (или, наоборот, мало).
7. Самые большие трудности у первоклассников вызывает письмо: пальчики непослушные и нетренированные. Попробуйте хотя бы по 20 минут обводить в тетради клеточки, рисовать кружочки, лепить из пластилина. Учите его правильно сидеть за столом, держать ручку, сосредотачивать внимание.
8. Играйте с ребенком. Вот вы накрываете на стол, а ребенок рядом: можно считать кусочки хлеба, помидоры для салата; сколько ступенек Вы прошли, а сколько осталось; очень полезно посчитать, сколько домов, поворотов, дорожек до школы.
9. Во всем должна быть система. Те же палочки и кружочки пишите в одно и то же время, не пропуская.
10. Ваше спокойное и серьезное отношение к учебе ребенка - самый главный пример для подражания.
11. Больше любви и доброты в общении с ребенком, больше веры в его силы, больше терпения и выдержки и тогда ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!
3 аспекта школьной готовности:
* интеллектуальная - (наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности. Интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга);
* эмоциональная - (достижение определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, а так же умение регулировать свое поведение);